«Продуктивное раздражение»: идеи для вдохновения и поиск сюжетов практикующего сказкотерапевта
#сказкотерапия
Давайте вспомним, с какими книжками, травмировавшими вас в детстве (и юности), вы так и не «свели счёты» и напишем свое окончание истории.
У каждого из нас с детства есть опыт травмирующего чтения.
За примером далеко ходить не надо. Почти всех советских школьников в своё время травмировала повесть Тургенева «Муму». На эту тему сложено много анекдотов. А ещё много анекдотов (также в своё время) было сложено на тему «Василий Иванович Чапаев и Петька». А вы не задумывались – почему?
Одна из функций анекдота – исцелить травму горя. Этой же функцией, между прочим, обладает и сказка. Только она исцеляет травму горя по-своему.
Неудивительно, что анекдоты «про Чапаева» – «заговаривали» (захихикивали) травму юных советских школьников, посмотревших фильм «Чапаев» и увидевших, как добрейший Борис Бабочкин тонет в реке Урал...
То же самое и с Муму (как это ни звучит анекдотично, такое вот сопоставление двух тонущих).
Тексты, концовки которых меня не устраивают
Этим текстом должен быть необязательно роман, рассказ, повесть. Это может быть вполне и фильм, и мультик, и даже – картина, нарисованная художником.
Главное, чтобы этот сюжет вызывал лично у вас раздражение.
Психологи говорят, что нельзя жить с раздражением – его нужно творчески сублимировать. Незавершённые гештальты необходимо «закрывать».
А вы думаете, что это относится только к проблеме «не могу помириться со старой подругой»? Нет! Увы, но это же всё в равной мере относится и к тем текстам, с которыми мы до сих пор находимся в беспрерывном взвинченном «диалоге».
Если это происходит на уровне подсознания, это не означает, что этого – нет.
Итак, гештальты надо закрывать. Надо вспоминать Все свои травмы и прощать тех, на кого мы (оказывается!) уже 20 лет точим зуб, звонить тем, с кем не договорили и … заниматься сказкотерапией «неправильных книжек» и кинокартин...
Феномен «Фанфиков»
Фан Фикшен – «писательство фанатов». Этот современный феномен массовой культуры (массовая культура – это не значит «плохо») и лёг в основу сказкотерапии прочитанных когда-то с болью или агрессией книг (или иных текстов).
Сказкотерапия травматических текстов много взяла от фанфика. Ведь как правило фаны тоже берутся за перо и досочиняют «свои» продолжения и версии именно и лишь потому, что им сильно не нравится, как их уважаемый Автор «поступил» с тем или иным персонажем!
Почему сказка?
Ну, здесь всё просто! А как ещё «спасти» героя реалистического произведения, если не подключить к его спасению чудеса и весь сказочный арсенал?
Именно так ведь в 20 веке и родился-то жанр «магический реализм». Писатели и сами не знали, как помочь своим героям (которые живут в таком кошмаре) и намеренно вводили в ткань своей обычной реалистической прозы чудесные чудеса.
Самый яркий пример из самых первых – «Мастер и Маргарита» Булгакова. В Москве 30-х «разрулить» всё к более менее справедливому финалу мог, увы, только Воланд.
Сказкотерапия «неправильных сюжетов» – это единственный способ
а) узнать в ходе писания, какая жизненная проблема вас больше всего сейчас волнует
б) как вы её решаете
в) избавиться, наконец, от незакрытых гештальтов ваших детских читательских травм.
Самый первый, наверное, в истории случай сказкотерапии «неправильных сюжетов» – коллективный, массовый, исторический.
Это та знаменитая история, когда тысячи возмущённых читателей буквально завалили телеграммами писателя и «заставили» Артура Конан-Дойля «оживить» убитого им Шерлока Холмса.
Именно после шквала писем и выяснилось, что после дуэли с профессором Мориарти Холмс повис на скале, но отнюдь не умер.
Конан-Дойлю Холмс попросту тогда надоел, а вот у читателей получилась из-за этого психологическая травма...
Мы не знаем – чем руководствуются писатели, когда жестоко поступают с теми или иными героями. Может быть и такими низменными расчётами как тогда Конан-Дойль...
Тем более наша задача – «исправить реальность», «восстановить справедливость», «дать место чуду», «позволить себе небанальную интерпретацию»...
Отточив этот навык в поле Текста, мы перенесём этот навык и в свою жизнь. Мы теперь будем редко соглашаться со всем, что она нам предлагает. Мы научимся переписывать Жизнь по-своему.
Особенно «сказкотерапия не понравившихся книг» полезна детям – самым активным и самым доверчивым читателям, ещё пока что не циничным и не равнодушным, как взрослые.
Читайте со своим ребёнком книги и переписывайте их финалы. Переосмысляйте героев, производите «плохих» в хорошие, как сделала это (тоже под давлением читателей!) госпожа Роулинг с профессором Снеггом...
Уменьшайте Зло в Текстах, и оно станет уменьшаться количественно во Вселенной.
Написание и рассказывание сказки (мифа) – это ведь древняя магия человечества.
Так что не бойтесь читать книги и смотреть фильмы и испытывать при этом раздражение. Раздражение полезно всегда (ведь не реагирует только мёртвое). Однако ваше «раздражение» должно быть продуктивным.
А теперь давайте вспомним: с какими книжками, травмировавшими вас в детстве (и юности) вы так и не «свели счёты».
Вы до сих пор не знаете, о чём сесть и написать справедливую, волшебную, утверждающую Милость, Чудо и Добро – сказку?
А вы что, так легко согласились со смертью Мальчиша-Кибальчиша? Кузнечика, съеденного лягушкой? Вам не было жаль Онегина, получившего хамский отказ от Татьяны?
И, наконец, надо же что-то придумать с беднягой Муму! Я уже не говорю про «Превращение» Кафки...
Елена Назаренко
© www.live-and-learn.ru - психологический портал центра "1000 идей"